Автоматизация машиностроения: вокруг да около производства
Список статей | Распечатать | |
Проекты автоматизации полным ходом идет на многих машиностроительных предприятиях. Одновременно с созданием систем управления перестраиваются многие внутренние бизнес-процессы в соответствии с концепцией MRP-II (Manufacturing Resources Planning - управление ресурсами предприятия). Представленные в этой статье проекты внедрения ERP-систем наглядно иллюстрируют ситуацию с перестройкой ИТ-сферы машиностроительных предприятий. Ключевые области, нуждающиеся в автоматизации, затрагивают не только корпоративное управление, маркетинг, но и цеховое планирование, оптимизацию графиков использования оборудования, управление складскими комплексами и пр. Если говорить о ERP-решениях в целом, то нельзя не отметить значительный рост рынка систем управления за последние годы: по данным IDC, в 2005-м объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием вырос на 21% и достиг 236 млн. долл. Высокие темпы роста объясняются возросшим уровнем конкуренции, который вынуждает компании совершенствовать методы управления ресурсами и внедрять международные стандарты финансового учета. При этом наиболее "затратными" стали предприятия непрерывного и дискретного производства, в том числе в машиностроительной отрасли. По тем же данным IDC, в этих компаниях чаще всего внедряются решения SAP, Oracle, "1С", Microsoft Dynamics и "Галактика", которые суммарно контролируют более 80% рынка систем управления. Дальнейший рост российского рынка составит в среднем 28% в год. Для автоматизации отечественных предприятий машиностроительной отрасли доступны как продукты российских поставщиков (системы "Парус", "Галактика ERP", "1С: Предприятие" и др.), так и западных вендоров -- Microsoft Dynamic AX (Axapta), Business Control, а также "тяжелые" ERP-решения SAP с поддержкой методики MRP для позаказного производства, SSA ERP (BAAN) и т. п. Конечная цель ИТ-проектов автоматизации производства очевидна и связана с необходимостью не только получать на любом уровне оперативную и актуальную информацию для принятия эффективных и своевременных решений, но и заботиться о снижении себестоимости и улучшении качества продукции, а также об оптимизации производства. При этом подходы к выбору и внедрению ERP-систем в каждом конкретном случае могут различаться: чаще система проектируется, что называется, сверху вниз, то есть начиная с финансов, средне- и долгосрочного планирования, продаж, маркетинга и заканчивая оборудованием цехов и рабочих мест, однако в последнее время нередко применяется и другой подход - от оперативного управления и учета на низком (цеховом) уровне к управлению финансами. При этом бытует мнение, что успех подобных проектов на машиностроительных предприятиях зависит от того, приносит ли прибыль производственный функционал системы. Необходимость модернизации систем управления обусловлена не только стремлением перейти на международные стандарты, но нередко и более прозаическими вещами: зачастую устаревшие информационные системы не справляются с возросшим объёмом управленческих и производственных задач. Прежде многие ИТ-задачи решались собственными силами, при этом, как отмечают многие участники рынка, квалифицированных кадров, способных разобраться с пробелами автоматизации в целом, не хватало -- в результате автоматизация проводилась локально, то есть компьютеризировались лишь отдельные рабочие места, остальные же сотрудники действовали по остаринке. Сегодня же для решения комплексных задач автоматизации машиностроительных предприятий применяются такие продукты, как "1С", "Компас", "Парус", SiteLine, "Галактика ERP", IFS Applications, а также бизнес-решения Microsoft, SAP и Oracle. При решении управленческих задач небольших машиностроительных фирм нередко используется семейство программ "1С: Предприятие", с помощью которых автоматизируются складские операции (озерский завод "Энергопром"), отделы материально-технического снабжения (завод корпусов, г. Выкса Нижегородской области), торговые направления компании (холдинг "Остров", занимающийся производством промышленного холодильного оборудования на территории России и Украины), кадровые службы (производитель машиностроительной продукции ВНИИметмаш). Небезынтересен проект внедрения системы "1С: Управление производственным предприятием" 8.0, сопряженной со средствами конструкторско-технологической подготовки производства Appius-PDM, на Торжокском вагоностроительном заводе. Этот проект позволил улучшить качество изделий, сократить затраты на их разработку и ускорить запуск в серийное производство как новых видов продукции, так и модификаций уже имеющейся. На основе интегрированной ERP-системы здесь осуществляется актуализация данных, оперативно отслеживаются изменения состава изделий, ведутся альтернативные технологические маршруты и типовые процессы. Для завода "Спецмаш нефтегазовое оборудование", занимающегося разработкой и производством техники для нефтяной и газовой промышленности, критериями выбора "Компаса" стали приемлемое соотношение цена/качество, дружественный интерфейс приложений, а также масштабируемость ИС. За короткий срок внедрены модули системы для управления финансами, закупками, запасами и продажами и автоматизированы учет кадров и расчет заработной платы. С сентябре с. г. началось внедрение подсистемы "Компас: Управление производством", реализующей стандарт MRP-II. Усовершенствованная версия "Компаса", в которой разработаны дополнительные экранные форм-наряды для автоматического распределения заработков по кодам начислений, а также для точного учета неиспользованных материалов, возвращаемых из производства на склад, используется и на Туламашзаводе. На базе этой системы автоматизированы склад готовой продукции, процессы управления активами предприятия (в том числе учет основных фондов) и бюджетирования. Дальнейшие планы завода связаны с полнофункциональной автоматизацией управления производством на основе MRP-II. Отраслевое решение "Компас" с 2003 года функционирует и на предприятии "Ижорские заводы". Уральский оптико-механический завод для автоматизации управления производством, логистикой и финансами в масштабе всего предприятия выбрал решение IFS Applications. С 2004 года эта система используется здесь для планирования и контроля выполнения производственных планов, управления снабжением и сбытом продукции гражданского назначения, а также для ведения финансового и управленческого учета. Теперь же руководство завода приняло решение расширить число пользователей и функционал системы для охвата всех рабочих мест на предприятии. Новый проект стартовал в 2006 году, а его завершение ожидается в 2007-м, причем модернизация системы будет производиться собственными силами ИТ-подразделения уральского завода без привлечения внешних подрядчиков. ERP-решения IFS для машиностроительной отрасли внедрены также в НПО "Сатурн", на авиационном заводе "Тбилавиамшени", на приборостроительном заводе ЭЗАН, а также на ряде западных компаний -- GE Aircraft Engines, Siemens Transportation Systems, Bombardier Transportation, Volvo, Saab Ericsson Space и др. Еще одна система, довольно часто используемая на российских машиностроительных предприятиях, - это "Парус" (версия, интегрированная с Omega Production). В этом году её внедрение началось в "Промтракторе", где автоматизируются финансово-экономические службы, а также отделы, связанные с закупками и реализацией товарных средств. Благодаря новой ИС движение денежных средств отслеживается автоматически, а товары поставщиков сегментируются по номенклатуре. В рамках уже реализованной части проекта автоматизировано более пятисот рабочих мест - пользователями системы стали сотрудники финансово-экономических служб "Промтрактора", а также отделов, работа которых связана с закупками и реализацией материальных средств. Завершение проекта намечено на 2007 год. При этом будут освоены дополнительный функционал системы "Парус" и компоненты для управления интерфейсами, позволяющие создавать новые виды экранных форм и отчетов. Кроме того, отраслевая редакция ERP-системы "Парус" внедрена на Воткинском заводе, в НПО "Энергомаш", на московском предприятии "Салют", которое изготавливает и обслуживает авиадвигатели, энергетические установки и оборудование для автомобилей "КамАЗ", на Лебедянском заводе строительно-отделочных машин и других предприятиях. В состав комплексной версии ERP-системы "Парус" для машиностроительной отрасли, как уже отмечалось, входит приложение Omega Production, предназначенное для управления производством и дополняющее функционал системы такими функциями, как ведение архивов конструкторской документации, расчет мощностей оборудования, управление техническим документооборотом, ведение справочников по конструкторским элементам и спецификациям и т. д. При этом в ряде проектов система Omega Production внедряется и как автономный продукт для решения задач производственного планирования и управления. Так, например, в прошлом году она была установлена на Заволжском моторном заводе, а в нынешнем -- на Челябинском тракторном (Уралтрак). Решение SyteLine APS компании "Фронтстеп", поддерживающее средства планирования и составления производственных графиков, а также обеспечивающее синхронизацию управления материальными потоками и производственными мощностями, внедрено на Коммаше -- заводе коммунальной техники. Данный проект реализован в рамках перехода завода на позаказный тип производства. С помощью новой системы на предприятии удалось оптимизировать оперативное планирование, улучшить контроль затрат, повысить трудовую дисциплину, упростить выявление и расшивку "узких" мест на производстве. Это, в свою очередь, привело к экономии расходов на сырье, сокращению объемов незавершенного производства, повышению уровня выполнения месячного плана за счет эффективного использования оборудования, а также устранению авралов и простоев. В результате завод расширил номенклатуру выпускаемой продукции, увеличил рынки сбыта и ускорил поиск партнеров с целью создания совместных предприятий по производству коммунальной техники. Кроме того, система интегрирована с "1С: Бухгалтерией" и САПР "Компас" компании "Аскон". Семейство решений SiteLine в Воронежском ОАО "Рудгормаш" позволило автоматизировать работу с клиентами и поставщиками, логистику, производство и управленческий учет, а в московской машиностроительной фирме "Компрессорный комплекс" -- управление заказами, закупками и продажами, планирование и учет производства, управление стоимостью и финансами, а также управленческий учет. В машиностроительной отрасли сильны и позиции Microsoft - отраслевые решения на базе Axapta поставляют такие компании, как Columbis IT Partner, "ЛАНИТ", "АНД Проджект". При этом поставщики решений стараются предложить заказчиком максимально полный функционал, охватывающий задачи управления предприятием, производством и подготовки конструкторско-технологической документации. Скажем, в результате недавнего альянса "ЛАНИТа" с "Асконом" появилась интегрированная система управления Microsoft Business Solutions и CAD/CAM/PDM-системы компании "Аскон" для автоматизации технологической подготовки производства в сложном машиностроении. Свою версию системы на базе Microsoft Dynamics AX для тяжелого машиностроения выпустила и Columbus IT Partner. При ее участии завершен основной этап проекта по автоматизации предприятия группы "Северстальмаш" -- ООО "ССМ-Тяжмаш", ориентированного на крупное позаказное производство. В рамках проекта реализована концепция расчета себестоимости, позволяющая руководству компании учитывать все виды производственных затрат и оперативно принимать управленческие решения, направленные на повышение экономической эффективности работы всего предприятия в целом. Одновременно автоматизированы закупки, сбыт, расчеты с поставщиками и клиентами, учет денежных средств. Другой проект внедрения ERP-системы на базе решений Microsoft реализован на одном из предприятий вагоностроительного холдинга "Дедал-Вагоны" -- заводе "Вагонмаш" (Санкт-Петербург). С помощью новой системы оптимизированы планирование и оперативное управление производством и закупками, внедрен стандарт MRP-II, оптимизированы уровень незавершенного производства и запасов материалов, а также загрузка производственных мощностей. Кроме того, реализованы системы бюджетирования, планирования продаж, производства и закупок, при этом единая учетная система интегрирована с производственным и складским учетом. В рамках проекта также выполнена интеграция системы Microsoft Axapta с PDM-системой "Лоцман" компании "Аскон". Решения на базе Microsoft Dynamics использованы в проектах автоматизации закупочной деятельности, поставок, управления складскими запасами, кадрового, бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы, а также бюджетирования и формирования финансово-управленческой отчетности в ОАО "Калужский двигатель", "Техприбор", "Вятско-Полянский машиностроительный завод МОЛОТ", "Элтехника" и др. Среди "тяжелых" отраслевых решений, внедряемых на крупных машиностроительных предприятиях, в первую очередь можно выделить продукты SAP. Подобные проекты реализуются, как правило, довольно продолжительное время (от года и больше); при этом автоматизируются бизнес-процессы, связанные не только с управленческим, финансовым и кадровым учетом, но и с целым рядом специфичных задач машиностроительной отрасли в сфере управления проектами, материально-технического снабжения, производства и т. п. Обратимся к примерам. Семейство продуктов SAP стало основой корпоративной информационной системы на "Криогенмаше", производителе воздухоразделительных установок, систем хранения и газификации жидких криогенных продуктов, гелиевых и водородных систем и другого оборудования. Проект, реализуемый с марта 2006 года в рамках программы перехода на новый уровень автоматизации процессов проектирования, инженерного анализа и технологической подготовки производства, затрагивает большинство бизнес-процессов "Криогенмаша". Система mySAP ERP также внедрена на белебеевском заводе "Автонормаль" для управления производством и принятия решений на всех уровнях управления (подробности о проекте см. в этом номере журнала). Машиностроительных предприятий, внедривших у себя решения Oracle, в России сравнительно немного. Отраслевые версии систем управления Oracle E-Business Suite и Oracle JD Edwards EnterpriseOne куда больше известны за рубежом. Системы Oracle, в частности, внедрены в IMMI (американский производитель комплектующих для автомобилей), во французском холдинге Thales Group, который выпускает системы слежения и наземную робототехнику и т. д. Среди основных причин непопулярности Oracle называются дороговизна системы в целом и консалтинговых услуг при её внедрении в частности: далеко не каждая отечественная машиностроительная компания может позволить себе такие ИТ-бюджеты. Кроме того, большинство проектов внедрения Oracle сегодня реализуется на предприятиях с непрерывным производством в таких отраслях, как металлургия, энергетика, нефтехимия, пищевая промышленность. В последнее время в России внедрение решения Оracle Financial Analyzer было проведено, например, на "АвтоВАЗе", где автоматизированы процессы планирования бюджета. Впрочем, этот и другие продукты Oracle предполагается использовать во всех структурных подразделениях "АвтоВАЗа" -- производственных, вспомогательных и обслуживающих. В 2005 году для решения задач офисной автоматизации в ПО "Уралвагонзавод", которое является производителем танков и железнодорожных вагонов, была внедрена система Oracle Collaboration Suite. С помощью этого решения реализованы такие сервисы, как документооборот, электронная и голосовая почта, календарь, сквозной поиск информации, беспроводной доступ и др. В течение 2007 года на Уралвагонзаводе предполагается внедрение и других продуктов Oracle (Oracle Application Server, E-Business Suite и др.), а также увеличение числа пользователей ИС до тысячи человек. |