Российский лизинг спецтехники: особенности и перспективы
Список статей | Распечатать | |
Тенденции к бурному росту наметились на строительном рынке России еще пять лет назад. Судя по экспертным оценкам, в ближайшие годы эта тенденция сохранится. Более того, темпы роста будут увеличиваться. Следствием этого станет обострение конкуренции среди строительно-монтажных организаций в сфере подрядных услуг. И самым существенным фактором становится не столько соотношение «цена-качество» подрядных работ, сколько стабильность и надежность подрядчика. Поэтому все больше значение приобретает качество оборудования, расширение спектра его возможностей. Это означает, что на повестку дня выходит проблема модернизации технического парка. Наблюдающееся с 2005 года увеличение объемов лизинговых сделок, особенно в промышленности, помимо прочего связанно также с сильным износом оборудования. Как обновить устаревшее оборудование? Где и как найти финансирование для приобретения современных машин? Сегодня весь мир, а зарубежные страны особенно, живет по принципу «берешь сегодня, платишь завтра». И малым предприятиям, и крупным компаниям банки и различные финансовые структуры предлагают покупку оборудования в кредит с отсрочкой платежа, аренду оборудования, лизинг. Последний является наиболее перспективным из перечисленных путей приобретения имущества. Лизинг, подчеркивают эксперты, стал одним из развитых механизмов финансового менеджмента: за счет налоговых преференций он позволяет сократить расходы на техническое перевооружение на 10-20% по сравнению с другими инвестиционными схемами. С точки зрения клиента лизинг, несмотря на высокую стоимость по сравнению с финансовой арендой, во многих случаях может быть более выгоден. Во-первых, у клиента отпадает потребность в техническом обслуживании и регистрации объектов сделки. Во-вторых, появляется возможность заменить старое имущество на новое без внесения авансового платежа. Ну и, наконец, лизингополучатель может более часто обновлять свои основные фонды, а платить при этом меньше, чем при выкупе оборудования через финансовую аренду, так как будет погашать лишь часть стоимости переданного имущества. В современной России лизинг становится одной из наиболее заманчивых схем привлечения инвестиций для приобретения основных средств, хотя отношение к нему колеблется в широком диапазоне оценок от полного неприятия до признания основным методом приобретения оборудования. Дело в характерном для нашей страны дефиците «длинных» и дешевых денег: высокая процентная ставка и короткий срок кредита свидетельствуют о том, что это не инвестиционные средства, а деньги на пополнение оборотных средств. Лизинговые же схемы дают возможность использовать «длинные» низкопроцентные «низкорисковые» ресурсы. Сегодня в России действуют более трехсот лизинговых компаний, и их число постоянно растет. Аналитики отмечают и более четкую структурированность рынка. На данный момент определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами. Компании, ориентированные на так называемую «лизинговую розницу», сосредоточили деятельность в основном на лизинге автотранспорта и спецтехники. Появились на рынке и компании, аффилированные с иностранными банками и поставщиками оборудования. На данный момент на российском рынке лизинга вообще и лизинга спецтехники, в частности, просматриваются две тенденции: развитие за счет регионов и за счет импортного оборудования. У строительных организаций существенно расширились возможности для взаимодействия с операторами рынка лизинговых услуг, причем не только в мегаполисах - Москве или Санкт-Петербурге, но и в других регионах России. В последнее время заметно вырос объем лизинговых сделок, увеличились сроки заключаемых договоров. Все это свидетельствует о позитивном развитии российского лизингового рынка. Региональное изменение рынка - следствие заботы крупных лизинговых компаний о своем будущем. По оценкам экспертов, в регионах темпы роста сегмента лизинга спецтехники значительно выше столичных. Спецтехника занимает на рынке лизинга четвертое место по объему сделок после финансовой аренды автотранспорта, железнодорожного оборудования и сельскохозяйственного лизинга. Согласно статистике последних пяти лет, объемы лизинговых сделок в этом сегменте выросли более чем в 7 раз. На сделки по лизингу спецтехники приходится приблизительно 7-10% всех контрактов финансовой аренды. В этом секторе заключаются сделки лизинга не только собственно строительной техники, но и дорожно-строительного оборудования. Особой популярностью у клиентов пользуется тяжелая и дорогостоящая техника, например бульдозеры, экскаваторы, грузовые строительные подъемники и краны. Что касается происхождения предоставляемого в лизинг оборудования, то особой популярностью у компаний пользуется техника иностранного производства. Она считается более качественной, хотя и стоит иногда в разы дороже. В зависимости от потребностей и объема располагаемых денежных средств компании чаще всего берут в лизинг технику таких производителей, как Caterpillar, Liebherr, DaimlerChrysler, Wirtgen, Komatsu, Metso Minerals, Interpip Van, Volvo и прочие. Но это относится главным образом к крупным столичным подрядчикам. Региональные операторы рынка чаще закупают оборудование отечественного производства. Причина тому - дешевизна российского оборудования и наличие доступного сервисного обслуживания. Являясь в целом универсальным финансовым инструментом для любого типа имущества, лизинг в сегменте спецтехники имеет свои особенности. Например, некая компания хочет приобрести в лизинг мачтовый строительный подъемник. Лизингодатель рассмотрел заявку и документы компании, убедился, что она внушает доверие, нашел поставщика подъемника и купил его для этой компании. Между лизингодателем и компанией был заключен договор лизинга подъемника. Три стороны встретились (поставщик, лизингодатель и компания) и передали-приняли подъемник, подписав соответствующий акт. Теперь компания пользуется подъемником, ежемесячно выплачивая лизингодателю платежи. Таким же образом вместо мачтового подъемника компания могла получить в лизинг электропогрузчик или башенный кран. Российским законодательством предусматривается ускоренная амортизация лизингового имущества. «Подъемник мачтовый строительный» включен в 3-ю группу «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (согласно постановлению правительства РФ от 1 января 2002 года N1). Срок амортизации имущества этой группы составляет от 3 до 5 лет. Тогда в договоре лизинга между лизингодателем и нашей компанией в разделе «Срок договора» будет указано от 13 до 21 месяца. Это связано с тем, что именно за этот срок лизингодатель имеет право полностью списать с баланса лизинговое имущество за счет ускоренной его амортизации, и обычно именно это определяет длительность договорных взаимоотношений. Таким образом, компания может через 13 месяцев получить на баланс полностью амортизированный подъемник с минимально возможной балансовой стоимостью. Если предположить, что с подъемником за 13 месяцев ничего не произойдет, но в балансовом разделе «Основные средства» значится практически новое производственное средство, со стоимости которого компания фактически не платит налога на имущество. Большинство типов оборудования, машин и инструментов, используемых в строительстве, располагается в группах с 1-й по 4-ю. Это значит, что максимальный нормативный срок амортизации для них не превышает 7 лет, то есть лизинг этих машин и агрегатов будет относительно краткосрочным, не более двух с небольшим лет. По оценкам экспертов, среднегодовой прирост российского лизингового бизнеса за последние восемь лет составил 33,7%, в то время как в Европе ежегодный прирост в среднем не превышает 20%. Поэтому российский рынок лизинговых услуг признают одним из наиболее динамично развивающихся: по различным оценкам, доля лизинга в совокупном объеме приобретаемых основных средств составляет 10-15%, тогда как в Европе этот показатель равен 40%, в США - 50%, в странах Азии - до 80%. Основываясь на зарубежном опыте, можно прогнозировать высокие темпы развития лизинга еще в течение 5-7 лет. |