Решетчатый или телескопический? Обзор гусеничных кранов - как с решетчатой стрелой, так и телескопических - показал, что техника на этом рынке становится все более разнообразной. Читайте в этом материале о новейших разработках и машинах - от компактных телескопических кранов до самого мощного крана с решетчатой стрелой из когда-либо созданных. Стабильный растущий в последние годы мировой спрос на подъемную технику говорит о том, что у всех производителей и арендных компаний как никогда много работы. В общей шумихе вокруг спецоборудования почти никто не заметил довольно стремительного взлета интереса к компактным телескопическим гусеничным кранам, которые являются следующей ступенью после козловых. Телескопические мини-краны У небольшого телескопического крана было несколько неудачных стартов, но, похоже, он наконец сменил свой имидж узкоспециализированной машины и начинает проникать в самые обычные арендные парки. Осенью 2007 года компании Kranlyft, дистрибьютору мини-кранов Maeda в Великобритании, удалось продать несколько машин LC785 грузоподъемностью 4,9 т. Это четко отразило возрастающий интерес к технике данного типа. Марка Maeda очень популярна, но это не единственные доступные гусеничные мини-краны. В Европе можно найти еще 4,7- и 8-тонные Hitachi с завода NRC Plant. Или несколько моделей Valla - 2-тонный кран с фиксированной стрелой и три полноповоротных модели грузоподъемностью до 12 т. Одним из пионеров данного сектора стала компания AGD Equipment из Стратфорда-на-Эйвоне, которая заявила о выводе этой техники на британский рынок на выставке SED в 1991 году, начав с мини-кранов IHI. Несмотря на высокую цену, AGD продала две 3-тонных машины коммунальному подрядчику J Murphy, а со временем - еще шесть 5-тонных. Однако развитие рынка не оправдало ожиданий: построенные 3-тонники с нулевым задним свесом так и не нашли своих покупателей. Тем не менее, AGD до сих пор располагает самым большим арендным парком, в котором есть как Kato, так и машины IHI с нулевым задним свесом. Кроме того, AGD пополнилась двумя телескопическими гусеничными кранами, вместе с которыми общее число машин составило 20 единиц. Несколько лет назад компания Sparrow Mini Cranes приобрела у Sandhurst Manufacturing право на производство линейки компактных кранов Starlifter. Но с тех пор было построено всего несколько машин - преимущественно, на заказ. Это - еще один классический пример того, как неважно сочетаются друг с другом производство и аренда (компания предлагает модели кранов IHI, Komatsu и Maeda). Рынок просто был не готов к машинам этого типа. Возможности мини-крана не оценили по достоинству не только в Великобритании: в конце 1990-х после полного провала на японском рынке компании IHI пришлось урезать линейку. Но теперь, почти 20 лет спустя, гусеничные телескопические мини-краны начинают завоевывать популярность, хотя сама их концепция с тех пор мало изменилась: небольшой эксплуатационный вес, малые габариты, грузоподъемность около 8 т и способность перемещаться с грузом - серьезное преимущество перед растущим сектором козловых мини-кранов. Большие козловые краны Машина, подобная новому крану Unic URW 706, на данный момент являющемуся самым большим козловым краном на рынке (его первый серийный экземпляр приобрела компания City Lifting), для своего размера имеет невероятно высокие эксплуатационные характеристики. Грузоподъемность - 6 т при радиусе 3 м, максимальная высота подъема - 22,7 м. При этом общий вес с выдвижной стрелой составляет около 8 т, а размер машины - всего 1,6 м в ширину, 2,2 м в высоту и 5,6 м в длину. Однако для достижения столь впечатляющих характеристик необходимо устанавливать аутригеры, имеющие размах 6,5x6,6 м. Для сравнения, Hitachi 160 LCT при грузоподъемности в 8 т весит почти вдвое больше, но имеет опорный контур с размерами 2,49x3,9 м (общая высота - 2,9 м), и в соответствующих условиях способен поднимать грузы весом до 6 т. «Когда мы впервые начали выпускать небольшие телескопические гусеничные краны, то называли их «почтовыми голубями», поскольку они отправлялись на площадку для демонстрационной работы и возвращались в тот же день», - сказал директор-распорядитель NRC, британского дилера Hitachi Sumitomo, Род Эббот. Насколько теперь все по-другому! Сейчас у NRC образовалась целая очередь на эти машины, и 10 таких кранов уже готовы. Кроме того, ожидается версия машины с новым двигателем, а на выставке SED в этом году будет представлен новый 5-тонный телескопический кран. Клиенты, которые в курсе дела, уже давно поняли, насколько хороша такая машина на стройплощадке. Однако вся остальная отрасль только начинает осознавать ее достоинства и потребность в компактных кранах. Странно, что при таком спросе столь мало производителей. Выпуск двух новых машин Maeda (включая LC1385M-2 с большей грузоподъемностью - способный поднимать грузы весом 7-8 т с радиусом 2 м) частично решит проблему. Но на данный момент других вариантов мало. Кстати, краны Maeda аналогичны по размерам и весу машинам Hitachi и имеют 16-метровую пятисекционную основную стрелу, с помощью которой на максимальную высоту можно поднять 2,6 т. Таблица грузоподъемности ограничивает возможность перемещения с грузом двумя тоннами, однако кран может поднимать до 440 кг при радиусе почти 16 м. Быстрая установка Более крупные телескопические гусеничные краны - совершенно иная техника. Впрочем, их популярность также растет. В них привлекательны простота транспортировки и возможность быстро складывать стрелу для прохождения под препятствиями. При этом каждый груз можно поднимать с оптимальной длиной стрелы. Основное преимущество таких кранов перед собратьями с решетчатой стрелой -скорость монтажа. На тесных стройках в центре города телескопическому гусеничному крану для установки не требуется большая дополнительная площадь, поэтому такую машину можно подготовить к работе за считанные минуты. Будучи автономным, кран данного типа позволяет сэкономить на транспортных расходах, что особенно привлекательно для подрядчиков, работающих с краткосрочными заказами. Кроме того, малое время монтажа означает, что кран будет готов к работе в течение всего срока аренды. Это также позволяет клиенту сэкономить. Арендные компании, рекламируя «постоянную готовность к работе», неплохо зарабатывают на арендных платежах: эта прибыль может быть на 50 процентов выше, чем от крана с решетчатой стрелой такой же грузоподъемности. Беспроигрышная ситуация. Пока эта конструкция не получила широкого распространения, что отражает относительно небольшое число производителей, предлагающих подобную технику. Однако интерес к ней растет. Много лет назад для получения эксплуатационных характеристик 40-тонного крана с решетчатой стрелой, телескопический кран должен был иметь грузоподъемность 60 т. Однако со временем эта разница уменьшилась, и эквивалентом 40-тонного решетчатого стал 50-тонный телескопический. И этот разрыв продолжает сокращаться. Цена также говорила не в пользу телескопического гусеничного крана, но сегодня 40-тонная машина с телескопической стрелой может быть почти на 10 тысяч фунтов стерлингов дешевле 40-тонного крана с решетчатой стрелой. Неудивительно, что телескопические краны сейчас «на подъеме». NRC продает эти машины уже около 10 лет, и в компании заявляют: есть признаки того, что их популярность сильно возрастет. Заказаны 10- и 40-тонные телескопические гусеничные краны SCX400T, и NRC рассчитывает на линейку, в которую войдут 5-, 8-, 20-, 40-, 65- и 85-тонные машины. Производитель, предлагающий только такую технику - это британская Mantis Cranes, которая выпускает серию Spandeck. Несколько раз компания присматривалась к европейскому рынку, но в настоящее время заводы загружены благодаря спросу в Северной Америке. В производстве этих кранов Mantis придерживается несколько другого подхода: разрабатываются стрелы, выдерживающие боковые и ударные нагрузки, которые быстро разрушают обычную телескопическую подъемную стрелу крана. Компания заявляет, что с мощной ходовой частью ее краны часто используются на неровной поверхности, при этом перемещение с грузом или по неровной местности вызывает динамическую нагрузку, которая передается стреле и другим элементам конструкции крана. Тяжелые работы Mantis придерживается следующего принципа: не «прятаться» за то, что с краном следует работать только на идеально подготовленной площадке, а делать гусеничные краны так, чтобы они справлялись с жесткими условиями эксплуатации, неизбежно возникающими в работе, для которой клиенты используют эту технику. Кроме того, хотя все краны оснащены телескопической стрелой, клиенты подвергают их большим нагрузкам, включая работу с грейфером или буром. Поэтому, опять же, размер и характеристики всех элементов конструкции должны быть рассчитанны на нагрузки, связанные с подобными видами работ. В настоящее время в линейку телескопических гусеничных кранов Mantis входят машины грузоподъемностью от 27 до 63 т, хотя уже некоторое время разрабатывается 100-тонный кран. А недавно был выпущен и специальный 100-тонный кран: машина имеет дорожный просвет 600 мм, привод от четырех двигателей, скорость 6,5 км/ч и отличную способность преодолевать подъемы. Новая модель будет иметь многие возможности путеремонтных машин. Однако вернемся в Европу. Итальянский производитель кранов Marchetti (сам по себе - узкоспециализированный) на выставке Bauma представил необычный гусеничный телескопический кран. Sherpa Logicrane CW65.42L имеет грузоподъемность 65 т и максимальную длину стрелы 42 м. При этом он довольно узкий (2980 мм без раздвигания гусениц) и оснащен радиальными аутригерами, обеспечивающими автоматическое выравнивание, что увеличивает грузоподъемные характеристики. Вместе с гуськом максимальная высота стрелы составляет 56,5 м. В Италии, на самом деле, довольно много производителей телескопических гусеничных кранов - включая TCM и Terex. Дочерняя компания Terex Bendini представила на прошлогодней выставке SAIE в Болонье две новые модели среднего размера, в результате чего у компании теперь их три: базовый вариант TCC40 и его ближайшая модификация TCC45 с несколько большей номинальной грузоподъемностью (45 т) и более длинной стрелой, рассчитанной на полную нагрузку, а также 60-тонный кран TCC60. Вообще, рынок кранов в Италии отличается от остальной Европы тем, что больше подрядчиков имеют собственные краны и судят об их характеристиках работы на площадке на основании способности перемещаться по дорогам. В результате, в Италии продается больше внедорожных и телескопических гусеничных кранов, чем во всей остальной Европе. Большинство промышленных зданий строятся из бетона, а не из стальных конструкций и облицовки, и очень часто бетонные панели изготавливаются прямо на стройке. Телескопический гусеничный кран идеально подходит для подобных работ. Единственный большой телескопический гусеничный кран крупного производителя - Liebherr LTR1100, выпущенный почти два года назад. Это первый гусеничный кран Liebherr с телескопической стрелой, запущенный в серийное производство. До этого компания построила один кран такого типа - единственный экземпляр, специальную версию 800-тонного крана LTM1800 с гусеничной ходовой частью от крана LR1550 с решетчатой стрелой. Машину изготовили для японского заказчика в 1990 году. Новая модель появилась также в результате просьбы - о совмещении поворотной платформы вездеходного крана LTM1100 с гусеничной ходовой частью от LR1100 с решетчатой стрелой. Впрочем, на этот раз в Liebherr сочли, что получившийся продукт получился куда привлекательнее. Особенно учитывая растущую популярность телескопических кранов в Европе. Компания McNally/Windhoist приняла поставку первой такой машины около года назад. С шестисекционной 53-метровой основной стрелой LTR1100 способен поднимать до 10 т груза с радиусом 12 м и 1,8 т с максимальным радиусом 48 м. Кран в полной оснастке весит 102 т. В Liebherr называют следующие достоинства подобного гусеничного крана: маневренность, особенно на неровной местности, и, конечно, возможность перемещения с максимальной нагрузкой. McNally приобрела машину главным образом для монтажа больших самоходных кранов, которые используются для сборочных работ на ветровых электростанциях, а также в качестве вспомогательного крана при установке длинных элементов конструкции ветродвигателей. В компании уверены, что LTR1100 станет идеальным решением для тяжелых подъемных работ на ветровых электростанциях, поскольку гусеничная ходовая часть крана имеет гидравлически регулируемую колею, что обеспечивает уменьшение ширины крана с обычных 5 м (с 900-миллиметровыми звеньями) до 3,5 м - для самых узких подъездных дорожек на электростанции. В целом, LTR1100 выглядит очень удобным, и на данный момент в Европе уже продано несколько таких кранов. Хотя их грузоподъемность в средней части диаграммы составляет только половину от возможностей машины с решетчатой стрелой, при больших радиусах это соотношение куда лучше для телескопического крана, который, естественно, гораздо проще в работе. Большегрузные краны Последние разнообразные новинки среди гусеничных кранов с решетчатой стрелой выпущены в самых разных странах: в Германии, США, Японии и - совсем недавно - в Китае. Среди новейших тяжелых кранов можно назвать огромный Terex Demag CC8800 Twin грузоподъемностью 3 200 т, линейку китайских гусеничных кранов, а также 600-тонный Liebherr 600 LR1600/s. «По другую сторону баррикад» - 40-тонный кран HS825 для тяжелых режимов работы. Кроме того, новый 75-тонный гусеничный кран 138 HSL выпустила компания Link Belt, хотя он и предназначен для американского рынка. Еще один китайский производитель - Zoomlion - планирует вывести свою продукцию на рынок через компанию Crowland Cranes, дилера в Великобритании и Ирландии. Cranes & Access rus, №1 (Февраль)
|