С тех пор как в конце 1960-х широкое распространение получили краны-манипуляторы на автошасси, разрабатывается все больше разнообразного навесного оборудования, позволяющего оптимизировать подъемно-погрузочные работы. Благодаря постоянному улучшению рабочих характеристик, коленчатая стрела автопогрузчика дает возможность поднимать все более тяжелые грузы при большем, чем когда-либо прежде, вылете. Кроме того, применение специального навесного оборудования позволяет значительно повысить гибкость и полноту использования кранов-манипуляторов, а также способствуют повышению безопасности. Хотя различных видов навесного оборудования очень много - практически по одному на каждую из возможных задач, - наибольшей популярностью пользуются двухчелюстные грейферы и захваты для кирпича и блоков. Однако этот список можно продолжать бесконечно: вилочные захваты для поддонов, крановые вилы, вилы для стеновых плит, лепестковые захваты, лесотаски, захваты для круглого леса, буры, приспособления для укладки бордюров и многое другое, а также различные специальные приспособления, например, для железнодорожной или лесохозяйственной отрасли. Распространению навесных инструментов способствует несколько факторов. Во-первых, законодательство требует шире использовать механизированные подъемные приспособления. Во-вторых, поставка материалов превратилась в международный бизнес, упаковка была стандартизирована и приспособлена для разгрузки с помощью конкретных видов навесного оборудования. Наконец, темп роста продаж автопогрузчиков в последние годы продолжает оставаться на прежнем уровне. 50 000 кранов в год По приблизительным оценкам, во всем мире за 2006 год было продано более 50 000 коленчатых автопогрузчиков. Судя по отчетам компаний, в этом году данный показатель вырос примерно на 7%, и рост будет продолжаться. Все ведущие производители автопогрузчиков - Palfinger, Hiab, Fassi и PM - представили отличные финансовые результаты, и многие из этих компаний расширяют производство, чтобы удовлетворить спрос на рынке. Известно, что даже в США, где традиционно предпочитают подъемники с прямой стрелой, анализ отрасли показал 50-процентный рост небольшого, но все же вполне осязаемого рынка машин с коленчатой стрелой. Все эти факторы способствуют повышению спроса и обеспечивают работу поставщикам навесного оборудования. Независимо от типа организации и отрасли промышленности основной проблемой для всех, кто работает с автопогрузчиками, остается огромное разнообразие грузов. Даже если учесть международную стандартизацию упаковки - результат положительного взаимодействия поставщиков оборудования и материалов, - все равно остается бесконечное количество вариантов. Дистанционное управление Одна из главных разработок последнего времени и также огромный плюс для работы крановых установок - это дистанционное радиоуправление, которое становится все более распространенным. Оно позволяет оператору свободно двигаться вокруг подъемника и выбирать наиболее удобный ракурс обзора. Это не только позволяет оператору самостоятельно размещать грузы в сложных условиях, но способствует снижению числа несчастных случаев, когда водитель падает, забираясь на пост управления. Кроме того, уменьшается риск быть раздавленным по причине того, что приходится все время стоять в одном месте рядом с рычагами управления манипулятором. Дистанционное радиоуправление также позволяет крану-манипулятору преодолевать традиционный барьер между краном-манипулятором и обычным краном. Подрядчики понимают, что крупные автомобильные краны с гуськом можно использовать как обычные краны, особенно для подъема висячих стропил и стальных балок на уровень четырех или пяти этажей. Когда подряд на подъемные работы выполняет обычный кран, как правило, обязательно требуется сигнальщик (стропальщик/сигнальщик), дающий указания оператору крана. Однако в настоящее время все больше операторов делают ту же работу с помощью одного только коленчатого крана-манипулятора. Наличие дистанционного радиоуправления позволяет свободно двигаться по площадке и вставать туда, где подъемник будет виден лучше всего. А поскольку не нужно оплачивать работу второго человека, все это еще и дешевле. Есть также основания утверждать, что одним человеком меньше - это еще и более безопасно. Широкий выбор от разных производителей Исторически навесное оборудование для погрузчиков выпускали специализированные производители, которые часто являются поставщиками изготовителей оборудования. Один из популярнейших в Европе - Kinshofer. Компания, расположенная неподалеку от Мюнхена, вот уже около 35 лет поставляет специализированный навесной инструмент для кранов-манипуляторов (а также навесное оборудование для прочих типов кранов, вилочных погрузчиков и техники для погрузки леса), который за это время приобрел известность благодаря качеству и надежности. Эта компания - один из лидеров на европейском рынке грейферов и захватов для блоков и кирпича. Нынешняя линейка инструментов для крановых установок Kinshofer охватывает все стандартные задачи, но также доступны и менее обычные приспособления, например буры, манипуляторы (для перемещения столбов, труб, бочек и даже дорожных заграждений), а также специальные захваты для укладки рельсов, крупных камней, хвороста и мусора. В Великобритании наиболее популярен ковш емкостью около 500 л, и эту нишу занимает Kinshofer KM602, предназначенный для тяжелых работ с грунтом и щебнем. Компания выпускает серию захватов для кирпича с механическим замком, позволяющим оператору устанавливать глубину хода в соответствии с размером штабеля, а также автоматическое усиление зажима лап в полностью убранном положении. Более легкая модель KM331 - это компактный бюджетный захват для кирпича с конусообразными опорами для облегчения доступа к упакованным грузам. Для укладки камня или кирпича, а также любых других единичных грузов, крановые вилы KM401 и KM401H имеют возможность быстрой загрузки и разгрузки за счет гидравлического регулирования центра тяжести с использованием пружинных опор. Однако в последние годы производители погрузчиков стали предлагать собственные линейки навесного оборудования, чтобы еще больше повысить эффективность использования их кранов. Компания Palfinger создала свой центр оборудования специально для этого, и теперь предлагает широкий выбор навесного инструмента, включая ковши, лепестковые захваты и захваты для панелей. Доступны даже тяжелые приспособления для тяжелых кранов Palfinger линейки Epsilon, специально предназначенные для лесного хозяйства и погрузки металлолома. Все краны Epsilon в стандартной комплектации оснащены шланговыми штуцерами для двух аксессуаров, например для ковша и гидравлического поворотного устройства. PM представляет широкий выбор собственного навесного оборудования, включая захваты для круглого леса, двухчелюстные грейферы, вилочные захваты для поддонов, захваты для блоков и другие виды захватов. В линейках захватов T и TM (для круглого леса) широко применяется износостойкая сталь Weldox 700, а основная особенность тяжелых захватов - широкое раскрытие от 1 до 2,15 м. Захваты для поддонов FTP производства PM собираются с применением несварной технологии с горячей гибкой, которая, по данным компании, обеспечивает максимальную устойчивость к деформации. Вращающийся крюк RH рекомендуется использовать с вилочным захватом FTP для поддонов, поскольку это позволяет устранить нагрузку на кран, а также облегчает позиционирование груза. Кроме того, доступны гидравлические поворотные устройства - как с фланцами, так и без, а компания разрабатывает блок контроля нагрузки, состоящий из чувствительного к нагрузке крюка и приемника. Этот блок работает как ограничитель подъема. Доступны три версии крюка для различного веса: 2000 кг, 3200 кг и 5400 кг. Рядом с панелью управления расположен дисплей, показывающий нагрузку на крюке. Кроме того, аналогичное устройство под названием RLC выпускает конкурирующий производитель кранов - компания Ferrari. Британская компания Fielden проектирует и производит широкий спектр гидравлического погрузочно-разгрузочного оборудования для автопогрузчиков. Доступно три типа захватов для кирпича/блоков и две линейки грейферных ковшей. Серии грейферов BB1 и BB2 имеют чашеобразную конструкцию, что повышает прочность, а также оснащены высокопрочными лезвиями и имеют доступ для наполнения вручную. Кроме того, BB1 может оснащаться зубьями долота. Подвесные люльки Подъем людей в люльке, подвешенной на стреле крана или автопогрузчика, горячо обсуждается в последние годы. Необходимо, чтобы платформа и кран были оборудованы всеми системами безопасности и имели соответствующий запас прочности, как у специального подъемника. Компания Socage представила систему автоматического выравнивания, которая, по заявлению компании, полностью соответствует всем стандартам. Кроме того, в системе выравнивания должно быть устройство, которое в случае поломки не даст люльке отклониться более чем на 5°. В системе используется электронный датчик наклона, который контролирует положение подвесной люльки относительно горизонтали и с помощью гидроцилиндров выравнивает люльку. Если отклонение люльки превышает установленное ограничение, то система блокирует дальнейшие движения и срабатывает предупредительный сигнал о необходимости прекратить движение крана. Компания IMAI предлагает аналогичную систему контроля для стекловолоконных и стальных люлек - Biposto, - в которой используется не принудительное выравнивание, а сила тяжести. Компания предлагает платформы, предназначенные для установки производителем на новые краны-манипуляторы, либо для модификации имеющихся кранов. Кроме того, доступна серия сложных систем автоматического выравнивания AL для алюминиевых люлек с размерами 2000x1135 мм и 2500x1200 мм, способных поворачиваться на угол до 180° на гуське. Существует также широчайший выбор навесного оборудования для других типов машин, например для телескопических погрузчиков, экскаваторов и оригинальной универсальной машины - погрузчика с бортовым поворотом. Читайте ниже краткий обзор новинок в секторе навесного инструмента. Гидрогенераторы получают широкое распространение По мере того как подъемники стали более привычными и прочно вошли в повседневную практику работы, соответствующим образом вырос спрос на навесное оборудование, которого также стало больше. Одним из самых частых дополнений к машинам стали бортовые генераторы для инструмента с силовым приводом и других приспособлений. Вначале часто использовались готовые генераторы с бензиновым двигателем, однако они оказались далеко не идеальным решением в силу того, что работают на другом топливе и являются крайне привлекательными для воров. Отрасль быстро «взялась» за эту проблему, и решением стало введение встроенных гидрогенераторов. Компания UK Generators, уже известная благодаря своим генераторам в шумоизолирующем корпусе, оценила потенциал, разработала собственный гидрогенератор и в результате, по своим же данным, она на данный момент является крупнейшим поставщиком гидрогенераторных блоков для таких производителей подъемного оборудования, как Genie и Skyjack. Компания Haulotte позже остальных стала устанавливать генераторы UK Generators на свои машины и недавно приняла поставку 30 генераторов на 35 кВ-А и 110 В. Этот генератор работает независимо от остальных систем подъемника и имеет стандартный встроенный регулятор расхода, электромагнитный клапан включения-выключения и автоматический выключатель для защиты от утечки на землю. По заявлению компании, процедура установки очень проста: требуется подсоединить всего два шланга (к входному и выходному штуцеру). Также необходимо подключить несколько дополнительных электрических разъемов, но их конфигурация различается в зависимости от подъемника. Изначально генератор проектировался специально для рынка подъемного оборудования, и благодаря своей универсальности используется теперь на самых разных машинах. Bobcat расширяет линейку зимнего инструмента Новый снегоуборочный ковш - последнее дополнение к линейке зимнего инструмента Bobcat. Он предназначен для уборки снега с автостоянок, проезжей части, школьных спортивных площадок и промышленных площадок. Ковш поставляется в двух вариантах - шириной 2438 мм и 3048 мм, что позволяет использовать его как с компактными погрузчиками и погрузчиками с бортовым поворотом Bobcat, так и с телескопическими погрузчиками. Новое подвижное лезвие снежного ковша способно подниматься, наклоняться и качаться, что обеспечивает контакт отвала с поверхностью по всей ширине лезвия. Подвижность детали продлевает срок службы подкладного башмака за счет меньшего давления прижима на неровных поверхностях. При уборке снега на ровной поверхности подвижное лезвие можно зафиксировать таким образом, чтобы оно могло только отклоняться. Кроме того, Bobcat предлагает ряд снегоочистителей и лезвий, ковшей и механических щеток, а также более специализированные инструменты, например «суперскребок» и приспособление для разбрасывания соли и песка. Для уборки небольшого снежного покрова толщиной до 100 мм Bobcat рекомендует использовать угловую щетку, которая, по заявлению компании, идеально подходит для быстрой очистки тротуаров - она убирает снег всего за один проход. Cranes & Access rus, №3 (Декабрь-Январь, 2007)
|