(831) 229-61-02, +7 903-054-47-09

Сами проектируем - сами производим
Направления

Из каталога

Информация

Есть вопрос..
Откуда Вы узнали о нас?
Из Интернета
Газеты
Журналы
Телевидение
Рекомендации
Наружная реклама
Не помню...

Городской кран

Список статей | Распечатать

Городской кран - минутная прихоть или полезная машина? Давайте попробуем понять, каким же критериям должен удовлетворять кран, пригодный для работы в городских условиях. Параллельно вспомним, зачем подобные устройства вообще нужны, рассмотрим их историю и моделями, доступные в настоящий момент.

Одержимость японцев компактным строительным оборудованием вызвана объективной необходимостью. Недостаток пространства привел к появлению в конце 80-х первого компактного, или так называемого городского крана. Компания Kobelco начала в 1989 с двухосного крана RK70 грузоподъемностью 7 т, который изначально окрестили «высокоскоростным внедорожным краном». Через год Tadano и Kato подоспели со своими машинами грузоподъемностью от 7 до 10 т.
Но именно у RK70 впервые появились особенности, отличающие эту «породу» и по сей день. Это одноместная кабина и характерная угловатая многосекционная стрела, которая обеспечивала оператору больший обзор при более низком расположении центра тяжести, что также положительно сказывается при езде по дорогам. Некоторые из этих особенностей были еще у PPM14:07ATT в 1974 г.

Кто-то считал новую конструкцию эволюцией вездеходного крана, либо чем-то средним между вездеходным краном и внедорожным краном: скорость и длина стрелы первого и компактные размеры второго. Однако для движения с большой скоростью без излишних колебаний, городскому крану требовался минимальный свес стрелы, что привело к использованию большего количества секций меньшей длины, обеспечивавших такую же высоту подъема. Впрочем, благодаря этому был создан еще более компактный кран, способный маневрировать в ограниченном пространстве, а короткая втянутая стрела оказалась идеальной для работы в помещениях с ограничениями по высоте.
История создания
Продукция, занимающая на рынке определенную узкую нишу, не бывает дешевой, и только спустя некоторое время «слишком дорогие для своей грузоподъемности» 7-10-тонные краны стали поставляться на экспорт. В 1992 г. эта концепция городского крана была признана в Европе, и ее развитием занялась компания Concept Truck. Грузоподъемность кранов этой новой швейцарской фирмы, основанной Францем Луцем, была увеличена до 35 т, а длина стрелы и скорость движения по шоссе не уступала обычным вездеходным кранам. Благодаря этому городские краны получили широкое распространение на рынке. Из-за высоких цен и озабоченности компании своей жизнеспособностью в долгосрочной перспективе, объем выпуска этих машин уменьшился, однако в то время они пользовались уважением в широких кругах.

Только в 1996 г., когда появился крупный европейский производитель Mannesmann Demag с 25-тонным краном AC75, эта концепция получила еще более широкое признание. С тех пор в смысле признания воз и ныне там. Demag (теперь Terex-Demag) - единственный европейский производитель кранов, выпускающий линейку городских кранов в Европе. Успех Demag привел Liebherr к выпуску LTC1055 -3.1. Хотя это и компактный кран, он не приобрел популярности в Великобритании или Ирландии. Возможно, это связано с гидростатической системой привода, большим весом и сложной системой вытягивания стрелы. Liebherr стоит на своем по поводу того, что рынок городских кранов мал, и вообще это минутная прихоть. Подобные же взгляды разделяет Manitowoc (в лице своей Grove), которая переключилась на производство своих вездеходных кранов. В 1990-х на японском рынке кранов большой грузоподъемности краны на автомобильном шасси стали уступать место вездеходным машинам. В 1992 Tadano совместно с только что приобретенной немецкой компанией Tadano-Faun выпустила первый вездеходный кран этой марки, 100-тонный AR-1000M. Компания также продолжала разрабатывать внедорожные краны и через три года выпустила городскую модель Crevo (название произошло от слов «кран» (crane) и «эволюция» (evolution).

Первыми были модели Crevo 200 и Crevo 100 грузоподъемностью 20 и 10 т соответственно, а позже был выпущен 50-тонный кран Crevo 500. Все они были оснащены легкой стрелой шестигранного сечения с низкорасположенным шарниром и замедлением при вытягивании и повороте, а шасси имело гидропневматическую подвеску. В 1996 г. была выпущена 35-тонная версия Crevo 350, у которой была улучшена проходимость по дорогам. Однако в машина появилась только через три года после выхода популярной модели Kato CR250. 20-тонный кран Tadano 200EXC был несколько меньше остальных городских кранов, но имел широкие функциональные возможности.

При эксплуатационном весе 20 т он имел 27,5-метровую стрелу с гидравлической системой управления и 3,5-метровый откидной удлинитель, что в сочетании давало высоту крюка более 31 м и максимальный радиус 24,9 м. Общая ширина составляла всего 2,2 м и даже огромные зеркала имели привод для складывания в пределах этих размеров. Показания ограничителя грузоподъемности выводились на ЖК-дисплей, поддерживалось программирование рабочей зоны. У 200EXC были необычные пятипозиционные аутригеры вместо привычных трехпозиционных, а также возможность независимой установки положения каждого аутригера, что очень полезно для крана, который основную часть своей работы выполняет в ограниченном пространстве.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый дизель Mitsubishi мощностью 158 кВт с турбонаддувом и четырехступенчатой автоматической коробкой передач с широким диапазоном передаточных чисел, позволявшей Crevo развивать максимальную скорость всего 55 км/ч - один из немногих недостатков машины.
Возможно, лучшим признанием широких функциональных возможностей и качества сборки служит то, что краны Crevo не только работают до сих пор, но пользуются неизменной популярностью у операторов. Кроме того, высок спрос на подержанные машины.

Многие весьма разочарованы тем, что Tadano в настоящее время не поставляет небольшие машины в Великобританию. Компании, которым нужна такая техника, «баловались» с идеей прямых поставок и сертификации машин по стандарту CE, но сейчас все свелось к попыткам повлиять на производителя, чтобы тот начал поставку кранов, соответствующих нормам Евросоюза. У Crevo благодаря низкому расположению шарнира стрелы нет свисающего выступа, характерного для городских кранов, а также имеется приличный подъемный потенциал, поскольку стрела поднимается прямо из транспортного положения, что делает машину идеальной для монтажа оборудования.
При неподдельном спросе на эти небольшие японские краны возникает вопрос: почему их не поставляют и, в особенности, почему не производят для внутреннего рынка? Китайские производители, например Zoomlion и XCMG, могут сертифицировать свои автокраны для Евросоюза в довольно короткие сроки, тогда как японские компании эта задача почему-то останавливает.
Рынок сегодня
Итак, техника, что есть сейчас- это старые городские краны Kato и Tadano, число которых сокращается, но при этом никаких признаков того, что производители хоть как-то собираются реагировать на спрос.
У Tadano есть линейка из восьми городских кранов типа Crevo для японского и неевропейских рынков. В этой линейке - машины грузоподъемностью от 4,9 (GR120F) до 60 т (GR600N). Однако ходят слухи, что в 2008 г. может появиться модернизированный городской кран для Европы. Это же относится и к Kato.
Дистрибьюторы сообщают о непрекращающихся вопросах клиентов о городских кранах. Между 1997 и 2000 гг. Kato была, возможно, самой популярной компанией - за это время было продано 80 ее 25-тонных городских кранов CR250.

В настоящее время Kato выпускает самоходные краны грузоподъемностью от 8 до 500 т, в том числе вездеходные и городские. К сожалению, их ассортимент недоступен в Евросоюзе. Есть информация, что Kato пересматривает линейку моделей, а в самой компании заявляют, что эта техника скоро будет представлена в Европе.

А что у Kobelco? Компания продает на внутреннем рынке 25-тонные RK250 и 51-тонные RK500. Ее развивающееся партнерство с Manitowoc дает некоторый повод для надежды, что это коснется и городских кранов. Понятно, что две компании обсудили это «неофициально», но на данный момент это все, что есть. Когда мы задали конкретный вопрос, твердым ответом было «без комментариев».

Liebherr, как отмечалось ранее, и Grove выпускают «компактные» вездеходные краны с двумя кабинами, но обе компании воздержались от выхода на рынок городских моделей, не придав значения этой концепции. Вместо этого они решили сделать свои аналогичные вездеходные машины более компактными. Самые маленькие из вездеходных кранов Grove - это двухосный 35-тонный GMK2035E, выпускаемый в Италии, трехосный 50-тонный GMK3050-1 и 55-тонный GMK3055. В компании заявляют, что клиенты предпочитают городскому крану возможности компактного вездеходного крана. Характеристики 55-тонного городского крана не столь далеки от вездеходного (см. таблицу), по крайней мере, на бумаге. Модели Terex Demag AC55 City и Grove GMK3055 имеют одинаковую максимальную длину стрелы 60 м, одинаковую максимальную грузоподъемность, одинаково мощные двигатели и одинаковую максимальную скорость (80-85км/ч), а также стандартный привод (6x4x6).

Главная разница в том, что общая длина машин Grove на 2,5 м больше, а шасси длиннее на 1,4 м. В отличие от Terex-Demag, Grove также выпускает внедорожные краны. Их серия из восьми моделей включает в себя 25-тонный RT525E, 30-тонный RT530E и 35-тонный RT535E (компактная модификация). Естественно, они не предназначены для постоянной езды по дорогам, поэтому подходят только для продолжительной работы на одной площадке.

В Liebherr продолжают утверждать, что не видят преимуществ городского крана, и говорят, что их наиболее популярная модель, 55-тонный LTM1055-3.1, с момента выпуска которого в 2001 г. продана тысяча единиц, является чрезвычайно маневренным, а гибкости его достаточно, чтобы удовлетворить широкий спектр требований британского рынка.

Причина того, что крупные производители занимают подобную позицию, возможно, кроется в том, постройка хорошего городского крана на деле сложнее и гораздо дороже, чем кажется. Здесь требуется безупречное сочетание материалов: необходимо обеспечить многосекционной стреле столь же высокие характеристики, что и у обычной стрелы с более длинными секциями, но при этом еще и уменьшить вес, а также добиться хорошей грузоподъемности, большого вылета стрелы и плавного движения по дороге - все в рамках компактной конструкции. Если предположить, что за эту задачу взяться вполне под силу, то допустимая надбавка к цене не будет превышать 10%, а еще возникает риск распылить имеющийся объем продаж по более широкому ассортименту продукции, что в результате «съест» объем производства.

Таким образом, легко понять стремление не распылять силы и преуменьшать значение нишевого рынка, сосредоточивая усилия в более крупных секторах. На сегодняшний день у Demag есть 20-летний опыт в данном секторе, и компания выпускает четыре специализированных городских крана - AC30, AC40, AC55 и AC70. Некоторые утверждают, что 70-тонная машина слишком велика для того, чтобы называться «городской», однако на сегодняшний день таких кранов поставлено очень немного, да и те делались под конкретные задачи. В Demag говорят, что городские краны «большие», а машины вполне вписываются в работу отрасли. Кроме того, это далеко не дешевый выбор: небольшие городские краны Demag немного дороже их вездеходных аналогов.

Сравнение таких характеристик, как грузоподъемность, максимальная длина стрелы, длина шасси, общая длина машины, показывает, что новейшие вездеходные краны производства некоторых компаний ненамного больше городских кранов. Однако в этой области вся разница кроется в размахе аутригеров, радиусе противовеса и общем весе машины. В некоторых случаях все решают какие-то полметра.

Еще одна из основных стран, где выпускаются небольшие краны, - Италия. С конца 90-х городские краны грузоподъемностью 12-20 т выпускали такие компании, как Locatelli и Marchetti. Однако позже всех в этом сегменте рынка появилась компания Mister Gru. Этот дистрибьютор Tadano-Faun в Италии представил в 2005 г. на выставке SAIE в Болонье красивый 20-тонный городской кран, а позже в октябре того же года появилась 25-тонная и более скоростная дизель-электрическая модификация. Первым неитальянским покупателем этой модели стала роттердамская компания Peinemann по аренде вилочных погрузчиков и подъемников.

Более компактная версия имеет 25,6-метровую шестисекционную стрелу, которую может дополнять трехсекционный телескопический поднимаемый гусек, что дает максимальную высоту головки стрелы около 32 м. Главная силовая установка - шестицилиндровый дизель, вспомогательная - 30-киловаттный электромотор для экологически чистой работы. Машина имеет стандартный привод и управление на четыре колеса, а также очень компактные размеры: общая длина составляет 6,46 м, ширина - 2,19 м, высота - 2,9 м. Максимальная скорость перемещения по дороге - 40 км/ч, общий вес машины - 18 т. Если говорить о российских производителях, то и в линейке ОАО «АвтоКран» есть подобные машины. Например, модель КС-6478, грузоподъемностью 50 т смонтирована на специальном шасси автомобильного типа БАЗ-80291 (8 x 4). Два передних моста шасси здесь управляемые. Конструкцией шасси предусмотрено применение рессорной подвески для всех четырех мостов, что обеспечивает крану передвижение с высокой плавностью по всем видам дорог. Впервые в конструкции применена система электрогидравлическая управления крановыми операциями с гидрораспределителем типа LUDV, позволяющая совмещать все крановые операции (подъем/опускание груза, подъем/опускание стрелы, выдвижение/втягивание секций стрелы) и работать в широком диапазоне скоростей с высокой точностью их регулирования.
Итоги
Скептики сомневаются, что концепция городского крана удачно вписывается в менталитет и способы работы, принятые в индустрии. Большинство самоходных кранов выигрывают за счет относительной дешевизны (до недавнего момента) дизельного топлива, поскольку они много времени проводят в дороге, перемещаясь на большие расстояния, что не является сильной стороной городских кранов. Последние являются идеальным решением в тех случаях, когда работать приходится в мегаполисах или небольших старых городах, где естественные преимущества такой техники ясны и значительны. Кроме того, есть рынки, где на одну кабину приходится один человек, а на две - двое. В этом случае их популярность вытекает просто из экономических соображений!
Независимо от того, какую сторону занять в этом споре, очевидно, что есть потенциал для возрождения небольших городских кранов и связанных с ними имен знаменитых производителей.

Cranes & Access rus, №4 (Май)

Спецтехника
Автоматизация
Металлоконструкции
Быстрый переход